Среди многочисленных показателей, по которым можно оценить то или иное образовательное учреждение, есть неоспоримо главный показатель, ради которого еще в древние времена была вообще задумана школа. Это показатель – сами ученики и то, какое место во взрослой жизни они займут, когда уйдут из школы. Интеллектуальная элита будущего!

В 1825 году в городе Царевококшайске  в доме купца Пчелина на улице Вознесенской (ул. К. Маркса) было открыто Царевококшайское Уездное училище. В нем учились мальчики старших классов, с 4-х годичным сроком обучения. Училище имело четыре основных класса. В 1914 году оно было переименовано в Царевококшайское Высшее начальное училище.

После Революции с января 1919 года Высшее начальное училище, женская гимназия, мужская гимназия г. Царевококшайска были объединены и преобразованы в школы 1-и 2-й ступени. С основания в 1825года на протяжении 96 лет училище находилось в доме Пчелина.

В Паспорте Образцовой Йошкар – Ола Полной средней школы имени М. Горького за 1934 – 1935 год сказано: год основания школы – 1919 год. С образованием Марийской АО в 1921г. школа несколько раз поменяла организационный статус и местоположение, порой уроки проводились в арендованных помещениях. В 1921 году на базе старших классов Училища был создан Центральный Областной педагогический техникум в здании на ул. Советской, д. 36. В 1924 году из техникума выделяется Опытно-показательная школа-семилетка.

В 1928 году школа переезжает в новое здание по улице Зарубинская, 52. В 1930 году школа реорганизуется в Русский индустриально-педагогический техникум имени ОГПУ. В 1932 году старшие классы этого техникума стали называться ФЗС ( фабрично-заводская семилетка)  имени Горького. С 1934 года школа стала называться «Образцовая полная средняя школа имени М. Горького.

В 1936 году было построено специальное школьное здание по улице ул. Волкова, 98. Школа стала называться: Йошкар-Олинская средняя школа № 6 имени Горького. В 1941 – 1945 годах  средняя школа № 6 имени Горького на период ВОВ временно переехала в новое здание по ул. Волкова, 48.

В 1945 году школа вернулась в свое прежнее здание. Школа стала называться: Йошкар-Олинская средняя мужская школа № 11. В 1954 году Постановлением министерства просвещения СССР было введено совместное обучение мальчиков и девочек с 1 по 10 классы.

В 1959–1964 годах в средней школе № 11  были оставлены  только 9–11 классы. В них были собраны старшеклассники из всех школ города.

В 1968 году в средней школе № 11 вновь стали учиться учащиеся с 1 по 10 классы. В  1979 году было снесено здание средней школы № 11. Учащиеся 1-3 классов временно занимались в здании средней школы № 8. Учащиеся с 5 по 10 классы временно обучались в здании восьмилетней школы № 9.

В 1982 году на старом месте по улице Комсомольская, 157 было построено новое здание средней школы № 11.

В 2004 году средняя школа № 11 была преобразована в МОУ «Лицей № 11 им. Т.И.Александровой г.Йошкар-Олы».

Даты и события в истории лицея № 11

1941 год – инициатива учащихся школы во главе с Ивановой Л.И. по сбору средств на самолет имени Н.Ф.Гастелло

1949 год – начало посадки яблонь и декоративных деревьев около школы учителем биологии Плотниковой А. В.  с мальчиками школы. Кабинет биологии занял 1 место в МАССР

1965 год — создание в школе первого в МАССР математического класса.

  • учреждение школьного знамени, Почетной книги
  • звания «Действительно  достойный»,
  • организация коллективного соревнования «За класс высокой организованности»,
  • организация и проведение первых школьных «Олимпийских игр»

1968 год – создание в школе музея  Боевой славы имени братьев Шерстневых под руководством Шишкиной А.М. Начало поисковой работы школы по сбору данных о погибших в годы ВОВ бывших выпускников и учителей школы № 11

1969 год – награждение званием Героя Социалистического труда Александровой Т.И.

1970 год – присвоение имени братьев Шерстневых пионерской дружине школы №11

1985 год – открыли первый в МАССР компьютерный класс для учащихся школы  №11

1999 год – средняя школа № 11 – участник Всероссийского конкурса «Школа года – 1999»

2000 год – открыли мемориальную доску в честь Героя России Матвеева В.Н — выпускника средней школы № 11
– средняя школа № 11 – участник Всероссийского конкурса «Школа года – 2000»;

2001 год – средняя школа № 11 – лауреат Всероссийского конкурса « Школа века»

2006 год – лицей №11 стал обладателем гранта президента Российской Федерации среди школ Республики Марий Эл, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Кугуелова Ольга Николаевна, учитель математики, Иванова Светлана Владимировна, заместитель директора по ИКТ, учитель информатики – лучшие учителя, обладатели Гранта президента Российской Федерации в рамках ПНПО; Cушенцов Андрей Анатольевич, кандидат педагогических наук, учитель информатики лицея – победитель Республиканского конкурса «Лучший молодой учитель», Иванова Светлана Владимировна – лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года – 2006».

2006 год – учащийся 10 класса 2 группы лицея Терехов Станислав стал победителем Республиканской, зональной, Российской, международной олимпиад по химии. Получил премию Президента РФ В. В. Путина за успехи по химии, в 2007 году он стал призером Всероссийской олимпиады по химии в г. Уфе.

2007 год — лицей №11 во второй раз стал обладателем гранта президента Российской Федерации среди школ Республики Марий Эл, активно внедряющих инновационные образовательные программы, Малева Наталия Ивановна, учитель английского языка, Тарасова Лилия Ивановна, учитель физики, Щеглова Светлана Владимировна, заместитель директора  по УВР, учитель математики — лучшие учителя, обладатели Гранта президента Российской Федерации в рамках ПНПО;

2008 год — лицей №11 в третий раз стал обладателем гранта президента Российской Федерации среди школ Республики Марий Эл, активно внедряющих инновационные образовательные программы, Коломиец Диана Леонидовна, учитель начальных классов,  обладатель Гранта президента Российской Федерации в рамках ПНПО;

В 2008 году лицей №11 стал победителем Всероссийского конкурса «Лучшие школы России»;

2009 год — Ефремова Елена Анатольевна, учитель начальных классов, Богатырева Татьяна Петровна, учитель истории и обществознания, Кавиева Люция Габдельнуровна, учитель истории, Орлова Лариса Олеговна, учитель географии и экономики стали  обладателями Гранта президента Российской Федерации в рамках ПНПО;

24 мая 2010 г. — Лицей празднует 185-летний юбилей.

2010 год — Иванова Светлана Владимировна, учитель информатики — обладатель Гранта президента Российской Федерации в рамках ПНПО;

В 2011 году — перед зданием лицея открывается памятник Герою Социалистического труда Александровой Таисии Ивановне, чье имя носит лицей с 2004 года;

2011 год — Сафарханова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы — обладатель Гранта президента Российской Федерации в рамках ПНПО; Гришин Максим Юрьевич, учитель физики — победитель Республиканского конкурса «Педагогический дебют».

2012 год — Ронжина Татьяна Александровна, учитель информатики — призер Республиканского конкурса «Педагогический дебют»; Осипова Елена Евгеньевна — лауреат городского конкурса «Учитель года»; участие Завалишиной Е.Ю., Гришина М.Ю., Киселевой Т.В., Глазуновой О.В., Осиповой Е.Е., Манцуровой Н.А., в проекте Минобрнауки «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, а также систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning)».

2013 год — Завалишина Елена Юрьевна, учитель математики — победитель республиканского конкурса «Лучший урок с применением ИКТ»; Старикова Тамара Леонидовна, учитель русского языка — победитель городского конкурса «Учитель года», обладатель Гранта президента Российской Федерации в рамках ПНПО; Волкова Надежда Инсафовна, педагог-психолог — победитель республиканского конкурса «Психолог года».

Сегодня лицей № 11 это:

  • 966 обучающихся;
  • 37 классов из них: 13 классов – начальная школа, 19 классов – средняя и  5 классов – старшая школа;
  • 117 работников;
  • 10 «соросовских» учителей;
  • 9 «Заслуженных работников РМЭ»;
  • 20 «Отличников образования» и  «Почетных работников образования РФ»;
  • 47% учителей высшей квалификационной категории;
  • 28% учителей имеют первую и вторую квалификационные категории;
  • 4 учителя — кандидаты педагогических наук.
  • 4 учителя – соискатели на получение ученой степени кандидата наук.

В лицее работают сильные предметные методические объединения – творческие, научно-исследовательские коллективы, создающие, модернизирующие программы, методики, технологии, осуществляющие контроль за образовательным процессом и его результатами. В нашем образовательном учреждении преподают доценты и профессора вузов (МарГТУ, МарГУ)

В лицее создана ИКТ-насыщенная среда, позволяющая повысить эффективность образовательного процесса и автоматизировать процесс управления. Помимо проведения уроков с использованием многочисленных цифровых образовательных ресурсов, в лицее внедрен программно-технический комплекс «1С Хронограф. Управление школой». Благодаря этому учителя имеют возможность заполнять электронный журнал, а родители – получать рассылку успеваемости детей по электронной почте. На основе внедрения инновационных технологий обучения и воспитания созданы условия для развития интеллигентной, интеллектуальной, культурной личности.

Насыщенная социокультурная сфера района – главное выгодное отличие лицея от других, и лицей полностью использует предоставленные месторасположением возможности: сотрудничаем с ДТДиМ, музеем им.Евсеева, библиотекой им. С.Г.Чавайна, юношеской библиотекой, театрами – юного зрителя, кукольным, им. Шкетана, им.Г.Константинова.

В основе работы педагогического коллектива лицея №11 лежат принципы развития академической, творческой и социальной одаренности школьников, реализуемые через дифференциацию, проблемность, рефлективность, организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогов. Лицеисты активно занимаются научно-исследовательской работой. Не случайно уже стала традиционной республиканская научно-практическая конференция школьников Александровские чтения.

Целью образования в Лицее является создание условий для развития природных задатков личности, формирования ее компетенций, развитие способностей каждого ученика, его дальнейшей социализации. С 2008 учебного года в лицее реализованы проекты «Школьное телевидение» для учащихся 8-11 классов и «Школьная газета» для учащихся 5-7 классов, позволяющие всем ученикам пройти школу социализации. Кроме этого работают кружки и секции по разным направлениям деятельности.
Одним из приоритетных направлений работы лицея является создание условий для оптимального развития одаренных детей, а также способных детей, подающих надежды на качественный скачок в развитии. В лицее разработана и реализуется программа «Одаренные дети», в рамках которой работают факультативные занятия, кружки, группы одаренных детей по интересам и совершенствует свою работу школьное научное общество «Знатоки». Разработана программа психолого – педагогического сопровождения одаренных детей и детей с повышенным уровнем учебной мотивации; создан центр интеллектуального развития школьников «Эйдос»; в начальной школе создан Банк данных интересов и одаренности младших школьников.

Ежегодно лицеисты активно участвуют в проведении городского Фестиваля «Одаренные дети» в рамках Московского Международного Форума по различным номинациям, в которых занимает призовые места. По результатам городских олимпиад обучающиеся занимают 4-5 командное место и 1 место по предметам математического цикла.

Предпрофильное обучение в лицее основано на системе элективных курсов. Разрабатываются и ведутся 35-40 элективных курсов на каждый учебный год.

Профильное образование строится на принципе внутрилицейской дифференциации и профилизации, при которых создаются классы, дающие через систему урочной деятельности базовые академические знания. Выбор профилей обусловлен социальным заказом и потребностями родителей и учащихся: математический и экономический. Особое внимание уделено качеству обучения. Процент качества в целом по школе – 55,7%. Процент успеваемости – 99,77%. Процент качества в профильных классах с углубленным изучением математики: в 5-9 классах – 61,4%, в 10-11 классах – 59,75%. Процент качества в социально – экономических классах – 32%. По результатам года в 11 классах 30 человек отмечены похвальными грамотами, 3 человека получили золотую медаль, 2 человека – серебряную медаль. Из 45 выпускников 44 поступили в вузы, 1 человек в техникум.

Материально – техническая база лицея:

В лицее 113 компьютеров: 78 стационарных компьютеров, 35 карманных перcональных компьютеров,  из них  54 используются в учебном процессе. Оборудовано 12 мультимедийных кабинета, включающих 8 интерактивных досок, 3 устройства Mimio, 14 проекторов, оборудовано 5 рабочих мест учителя, рабочее место библиотекаря, установлено оборудование для актового зала (экран обратной проекции, ноутбук, проектор). Медиатека лицея насчитывает 83 диска, она постоянно пополняется. Учителя ведут классные журналы с использованием КПК (карманных персональных компьютеров). В кабинетах физики и химии установлено специализированное оборудование.

С целью здоровьесбережения школьников организована система спортивных мероприятий, оборудован медицинский кабинет и спортивный зал.

Организация воспитательного пространства лицея № 11.

Система воспитательной работы на протяжении всей истории Лицея выстраивалась как продолжение учебной деятельности. Воспитательная работа направлена на:

  • формирование и создание условий для развития успешной личности – высокообразованной, гуманистически направленной, ориентированной на творчество и саморазвитие;
  • создание атмосферы уважительного отношения друг к другу;
  • организацию интересной, отвечающей общечеловеческим потребностям учащихся, жизнедеятельности;
  • создание уюта, комфорта учебных кабинетов;
  • эстетизацию внешнего вида ученика;

Система воспитательной работы лицея представляет собой целенаправленную совокупность урочных и внеурочных воспитательных мероприятий, организующих досуг школьников, представляющих условия для личного развития учащихся.

И как результат – по итогам III Всероссийского конкурса «Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях», организованного Федеральным Агенством по Образованию Министерства образования и науки Российской Федерации Лицей №11 им. Т.И.Александровой г.Йошкар-Олы награжден дипломом III степени.

В воспитательной работе коллектив лицея стремится к становлению свободной, творческий, инициативной, культурной и интеллигентной личности. Вся воспитательная работа основывается на сохранении добрых традиций и придания им современного звучания. Школьное самоуправление и Детская организация «Пирамида» воспитывают в детях самостоятельность и готовят их к деятельности в структурах современного общества. Творческие дела нацелены на развитие способности общаться, развитие речи, художественных способностей, работы в коллективе. Этому посвящены:

  • День Знаний
  • Посвящение в Лицеисты
  • Посвящение в первоклассники
  • Прощание с букварем
  • Творческий конкурс
  • Конкурс патриотической песни
  • Предметные недели

Лицей пользуется авторитетом среди родителей, педагогов, имеет хороший кадровый потенциал и материальную базу. Лицей находится в развитии, администрация инициирует и поддерживает внедрение инноваций в учебно – воспитательный процесс.

Музей истории лицея № 11.

В феврале 1968 годы в школе был создан музей Боевой славы имени братьев Шерстневых силами учителей, учеников и выпускников школы разных лет.  7 мая 2004 года музей был перепрофилирован в музей истории лицея № 11. Музей состоит из двух залов, на учете в нем состоит более 2 тысяч экспонатов. Большинство документов переведены на электронные носители. Созданы презентации, интерактивный альбом по истории лицея. В музее активно работают совет музея и совет ветеранов. В музее создана система по гражданскою – патриотическому воспитанию учащихся.  Ведется активная поисковая работа по многим направлениям. Собран материал о 50-ти выпускниках и учителях лицея, погибших в годы ВОВ, воинах – афганцах, Герои России, генерале  В. Н. Матвееве, Герое Социалистического труда Т. И. Александровой.  Члены совета музея принимали активное участие в создании «Книги Памяти», «Они сражались за Родину», «Марийской Биографической Энциклопедии». Совет музея проводит экскурсии, видеоуроки, уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ, «Слет мальчишек», строевые смотры, многочисленные конкурсы. В 2005 году музея занял первое место в городском и республиканском смотре-конкурсе среди школьных музеев. В 2006 году музей занял первое место в городском конкурсе музеев, его руководитель стала победителем в номинации «Учитель – исследователь». Одной из традиций нашего музея являются встречи выпускников разных поколений. Мы приглашаем наших выпускников в музей для встречи со своей юностью.

Реклама