Наше учебное лето в этом году началось с недельной смены в лагере ДОЦ имени В. Дубинина. Все родители, понимая важность идеи обучения на природе, в походных условиях, дали своё согласие на участие ребенка.

     Пятиклассники осваивали модуль практических занятий «Нескучная география». Для контроля развиваемых универсальных умений, помимо наблюдений за природой, ребята ежедневно заполняли рабочие журналы, составляя географический портрет лагеря, каждый день добавляя к этому портрету свои элементы. Мне как педагогу, оставалось продумать, как организовать работу в непогоду, какие опыты и эксперименты можно провести в помещении с сохранением тематики занятия.

День первый. Началась наша работа с погружения в историю. Пятиклассники, используя карту Древнего Египта, также как основоположник географии Эратосфен, доказали шарообразность Земли по длине тени от одинаковых палочек.

Первый день

День второй. Занятие было посвящено формированию основных географических умений: определению расстояний и ориентированию по сторонам горизонта при помощи компаса. Дети работали в малых группах на результат, этот формат участия (4-5 человек) позволяло каждому ученику быть задействованным в ходе выполнения задания.

 Второй день

На третий день мы поработали на метеоплощадке, с приборами сделанными своими руками – дождемером, барометром, эклиметром. С   помощью флюгера определяли направление ветра, нивелиром — высоту склона речной террасы.

День третий.Работа с нивелиром Третий день.Дождемер.

Находясь в лесу, каждый человек должен знать основные правила выживания. Современный городской школьник, оказавшись наедине с природой, часто не может провести элементарных действий: разжечь костер, добыть питьевую воду, сориентироваться по местным признакам и т.д.

В четвертый день занятий мы учились собирать воду разными способами. Вывод один: идете в лес, обязательно кроме компаса берите целлофан, именно при помощи его, можно собрать максимум питьевой воды.

День четвертый.Сбор воды.День четвертый.Сбор воды

День пятый. Мы отправились на берег реки Малой Кокшагой. Запуская кораблики, определили скорость течения воды, а при помощи травинок, ребята посчитали ширину реки, её не переплывая.  Диск Секка был использован для определения мутности воды, но река в этом месте очень прозрачная, поэтому мутность составила 0%.

День пятый.Определение мутности воды диском Секка

День шестой. А каков состав почвы в нашем лагере? Рыли почвенные шурфы, описывали почвенные горизонты, составляя словесный портрет дерново-подзолистой и песчаной почв.

        Наступает последний день нашей смены. И вот автобус, увозит слегка уставших, но очень довольных ребятишек. Я думаю, что такой мощный заряд практической деятельности, полученный в лагере, позволит школьникам в дальнейшем прийти к серьезным исследованиям и стать активными участниками научно-практических конференций, конкурсов, олимпиад не только по географии.

P.S. Спешу сказать, о самом главном, нам учителям представилась уникальная возможность увидеть ребят с разных сторон, другими глазами, а  им   7 дней  дали  возможность поучиться в «другой» школе – в природе. А курс «Нескучная география» помог ученикам лучше понять слова Антуана Де Сент-Экзюпери из «Маленького принца»: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок планету»

Корреспондент с места событий,

учитель географии, Царегородцева Янина Валерьевна

Реклама